Ботчинский заповедник
ФГБУ государственный заповедник БотчинскийФГБУ государственный заповедник БотчинскийФГБУ государственный заповедник Ботчинский
В случае обнаружения пожаров и нарушенийтелефон: 8(42138)44907e-mail: botzapoved@mail.ru

Резолюция Всероссийского совещания (Часть вторая)

05.09.2013

Рекомендуют руководителям заповедников и национальных парков:

1. Организовывать оперативные группы (при необходимости, подчиняющиеся непосредственно директору ФГБУ) с возложением на них функций контроля структурных подразделений и отдельных работников учреждения в части соблюдения природоохранного законодательства.

2. Внедрять дистанционные методы контроля (спутниковые GPS-трекеры и др.) за передвижением работников и транспортных средств учреждения.

3. Шире привлекать к проведению оперативных мероприятий по надзору за соблюдением природоохранного законодательства сотрудников правоохранительных органов (полиции, прокуратуры и др.).

4. Ввести в практику внутреннюю ротацию государственных инспекторов по охране территории, закрепленных за кордонами.

5. Лично проводить регулярные проверки проблемных точек (кордонов, стационаров и др.) на подконтрольных ООПТ.

6. Систематически вести мониторинг сообщений в сети Интернет (в первую очередь – в социальных сетях), касающихся деятельности ФГБУ, в т.ч. с целью выявления информации о нарушениях установленного режима охраны ООПТ.

7. Шире использовать в работе данные космического мониторинга, дистанционных методов, фото- и видео наблюдений.

8. Уделять особое внимание вопросам повышения квалификации сотрудников отделов экологического просвещения ФГБУ, в том числе обеспечивать повышение квалификации специалистов не реже 1 раза в 2 года, в том числе путем направления на стажировки, семинары и ознакомительные поездки в российские и зарубежные заповедники и национальные парки.

9.  Расширять формы и методы морального стимулирования наиболее эффективно работающих сотрудников учреждения, включая их представление к государственным и ведомственным наградам.

10. Уделять особое внимание привлечению к участию в эколого-просветительских акциях известных людей (политиков, деятелей культуры и др.).

11. Активно использовать возможности инновационных технологий в природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской  деятельности и развитии познавательного туризма на ООПТ.

12. Максимально использовать потенциал научных отделов заповедников и национальных парков при подготовке решений в сфере управления ООПТ, сохранения и восстановления природных и историко-культурных комплексов и объектов, научного обеспечения деятельности в области экологического просвещения, туризма и рекреации, в том числе:

- в проведении обучающих занятий с инспекторским составом и сотрудниками отделов экологического просвещения и туризма;

- в подготовке к изданию материалов эколого-просветительского характера;

- в подготовке информационной составляющей музеев природы, «визит-центров», оборудованных экологических троп и смотровых площадок;

- в выборе и проектировании экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов;

- в выработке мер по минимизации негативного воздействия на природные комплексы в ходе развития познавательного туризма;

- в разработке экскурсионных программ для различных категорий посетителей;

- в информационном насыщении Интернет-сайтов ФГБУ;

- в разработке документов среднесрочного планирования.

13. Осуществлять контроль за информацией об ООПТ, размещаемой на сторонних Интернет-ресурсах  (Википедия, региональные Интернет-ресурсы и т.д.), обеспечивать своевременное исправление фактических ошибок и неточностей в соответствующей информации.

14. Обеспечить размещение на официальных Интернет-сайтах учреждений следующих материалов (по мере их централизованной подготовки и утверждения):

эмблему (логотип) федеральной системы ООПТ;

интерактивную карту и общую унифицированную информацию по федеральной системе ООПТ;

информацию о «Живых символах России»;

ссылки на сайты близлежащих заповедников и национальных парков.

Разработать в 2014-2015 годах «Детские странички» на официальных сайтах ФБГУ, включая организацию специальных конкурсов, викторин и др.

15. При разработке и реализации эколого-просветительских программ осуществлять взаимодействие с музеями-заповедниками, краеведческими музеями, иными учреждениями культуры и образования, с соответствующими органами власти и местного самоуправления, с общественными и иными заинтересованными организациями.

16. Инициировать создание и поддерживать работу детских и молодежных профильных объединений (школьные лесничества, юннатские кружки, клубы друзей и др.).

17. При разработке программ познавательного туризма всемерно учитывать особенности природного и культурного наследия, историю и традиции природопользования данного региона.

18. Развивать работу с российскими и зарубежными волонтерами по реализации всех задач, возложенных на ООПТ, рассматривая эту работу как эффективную форму экологического просвещения и познавательного туризма.

19. Шире привлекать профессиональных фотографов-натуралистов, и кинооператоров к проведению фото- и видеосъемок на ООПТ, использовать результаты их работы при организации фотовыставок, издании полиграфической продукции, оформлении официальных Интернет-сайтов ООПТ и т.д.

20. Шире использовать потенциал Фестиваля дикой природы «Золотая черепаха» для популяризации ООПТ (участвовать в фотовыставках об ООПТ, организованных в рамках Фестиваля, использовать центральную площадку Фестиваля в г. Москве и площадки в регионах для информирования о соответствующих  ООПТ).

21. В обязательном порядке оформлять соглашения (договора) о взаимодействии фотографов-натуралистов и кинооператоров с соответствующими ФГБУ, осуществляющими управление   ООПТ, в том числе в части предоставления этим учреждениям результатов работ для использования в эколого-просветительских, научных и иных целях.

22. Считать приоритетом при проведении фото- и киносъемок на ООПТ обеспечение безопасности снимаемых объектов животного мира, а также безопасности фотографов и кинооператоров при проведении указанных работ.

23. Разработать и осуществлять меры, направленные на повышение значимости научных исследований и результатов экологического мониторинга на ООПТ, в том числе связанные с повышением качества и востребованности результатов НИР, а также их популяризацией.

24. Предусматривать при разработке планов НИР учреждений проведение исследований по оценке рекреационного потенциала и рекреационной емкости ООПТ, а также подготовку предложений по минимизации воздействия на природные комплексы и объекты.

25. Внедрять систему комплексного рекреационного мониторинга на всех экскурсионных и туристских, функционирующих на ООПТ.

26. Проводить социологические исследования с целью оценки качества и результатов деятельности учреждения в сфере развития экологического просвещения и познавательного туризма.

27. Для прогноза и определения путей минимизации негативных воздействий на природные комплексы, а также планирования развития познавательного туризма на ООПТ, создать проблемно-ориентированную ГИС, в которой:

- интегрировать имеющуюся информацию о существующей и планируемой туристской инфраструктуре, рекреационных нагрузках, результатах комплексного рекреационного мониторинга;

- проводить пространственный анализ получаемых результатов с построением ситуационных моделей и прогнозов.

29. Использовать опыт Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника по получению (в рамках добровольной сертификации) Сертификата соответствия предоставляемых экскурсионных услуг требованиям Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

30. Осуществлять сотрудничество с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития познавательного туризма в соответствующих регионах.

31. Шире использовать практику привлечения специалистов и экспертов сторонних профильных организаций к выполнению НИР, связанных с развитием познавательного туризма на ООПТ.

32. Разработать научно-обоснованные программы проведения биотехнических мероприятий на территориях заповедников,  национальных парков и подконтрольных федеральных заказников, в том числе в целях демонстрации посетителям диких животных в естественных условиях.

33. Разработать проблемно-ориентированные познавательные/обучающие программы и тематические экскурсии, демонстрирующие роль научных исследований в охране природы (воздействие рекреационных нагрузок на экосистемы, глобальное потепление, дендрохронология, лесопатология и др.) или обеспечить включение данных тем в уже существующие программы.

34. Шире использовать научную инфраструктуру ООПТ в качестве объектов показа (демонстрация научных стационаров, пробных площадей, лабораторий и т.п.).

35.   Осуществлять всестороннее взаимодействие с научными организациями туристской направленности в сфере развития познавательного туризма на территориях заповедников и национальных парков.

36. Обеспечить специальную подготовку сотрудников морских ООПТ, обеспечивающих информационное, экскурсионное и контрольно-надзорное сопровождение круизных туристских рейсов на соответствующих ООПТ.

37. Заключать договора с региональными подразделениями МЧС России о взаимодействии с целью обеспечения безопасного пребывания туристов на ООПТ.

38. Направить соответствующих сотрудников ФГБУ на обучение в сфере государственных закупок по контрактной системе на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

39. Определить сотрудников ФГБУ с единообразным подходом к процедуре государственных закупок с последующим:

- изданием (актуализацией) приказа о создании комиссии и утверждении состава комиссии с включением обученных сотрудников;

- определением сотрудника (-ов), ответственных за работу с единой информационной системой по закупкам, планирование госзакупок, подготовку соответствующей документации и т.п.

40. Разработать и разместить в информационной системе до 15 декабря 2013 г. Положение о закупках в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

41. Проверить имеющиеся коды ОКВЭД учреждения и, при необходимости, открыть коды ОКВЭД на оказание платных услуг согласно типового перечня.

42. Организовать работу по освобождению учреждения от уплаты НДС (при наличии соответствующих условий).

43. Провести анализ заключенных договоров, содержащих элементы передачи помещений и отдельных объектов на праве пользования, на предмет выявления «скрытой» аренды, и привести указанные договоры в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации. Исключить практику заключения договоров о сотрудничестве, предметом которых является передача помещения или части помещения во временное владение и (или) пользование.

44. Обеспечить организацию работ по ведению лесопатологического мониторинга на территориях заповедников и национальных парков.

45. При профилактике и тушении природных пожаров использовать опыт и ресурсы добровольных противопожарных формирований, содействовать их профессиональной подготовке.

46. Использовать опыт Сочинского национального парка и национального парка «Марий Чодра» по установлению сервитутов при строительстве и эксплуатации линейных сооружений на территории национального парка.

47. Проработать вопрос о подготовке перспективного плана по внедрению в деятельности ФГБУ ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также успешных методов сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов.

48. Разместить на официальных сайтах ФГБУ инструменты для подсчета посетителей сайта и анализа их поведения (например, google analytics).

49. Перерегистрировать до 1 октября 2013 г. официальные доменные имена на ФГБУ (для учреждений, у которых официальные доменные имена зарегистрированы на третьих лиц).

50. Использовать опыт Кроноцкого и Байкальского заповедников по внедрению прямых интернет-трансляций природных объектов ООПТ.

51. Шире использовать в работе данные космического мониторинга, дистанционных методов, фото- и видео наблюдений.

52. Обратить  особое внимание на важность работы с региональными органами власти  и органами местного самоуправления в части формирования положительного имиджа заповедников  и национальных парков. Шире использовать в указанных целях имеющийся в системе ООПТ позитивный опыт, включая подготовку и использование презентационных пакетов полиграфической и сувенирной продукции, вовлечение в проводимые заповедниками и национальными парками  мероприятия, поздравления с праздничными датами и т.п.

53. В целях повышения качества издаваемой полиграфической продукции привлекать к ее подготовке дизайнеров-макетировщиков на условиях гражданско-правовых договоров.

54. Принять исчерпывающие меры по формированию тематических фотоархивов об истории, природе и основной деятельности в каждом заповеднике и национальном парке.

55. В целях повышения имиджа ООПТ, имеющих международный статус:

- в обязательном порядке размещать символику Всемирного наследия ЮНЕСКО, биосферных резерватов ЮНЕСКО, Рамсарских угодий, Совета Европы  и др. во всей издаваемой полиграфической продукции ФГБУ, на официальных Интернет-сайтах, на информационных аншлагах, стендах и баннерах, а также использовать ее при внешнем оформлении объектов инфраструктуры;

- включать в информационные материалы об ООПТ базовые сведения о об их международном статусе.

56. Провести инвентаризацию имеющихся на федеральных ООПТ объектах инфраструктуры, составить дефектные ведомости, сметные расчеты и планы их ремонта и реконструкции, а также списания и ликвидации объектов, пришедших в негодность, с представлением соответствующих заявок в Минприроды России.

57. Провести оценку имиджа организации по разработанной и апробированной Висимским заповедником методике.

58. При наличии значительного потока иностранных посетителей готовить информационно-рекламную продукцию и информационные аншлаги на 2-х и более иностранных языках, обеспечивая  соответствующий уровень перевода.

59.  Принять (в случае отсутствия) на работу сотрудника, обладающего соответствующими профессиональными качествами для организации работы со СМИ («пресс-секретаря»).

60. Организовать системную работу с федеральными, региональными и местными СМИ на некоммерческой основе, обеспечить выпуск пресс-релизов не реже раза в неделю.

61. Регулярно проводить обучающие мероприятия по повышению квалификации пресс-секретарей, обеспечивать их стажировки в крупных пресс-центрах и редакциях СМИ.

62. Активно интегрировать заповедники и национальные парки в социально-культурную среду регионов, проводить собственные и присоединяться к проведению региональных и федеральных культурно-досуговых мероприятий.

63. Активно использовать федеральные информационные площадки для ключевых пресс-мероприятий заповедников и национальных парков.

64. Ориентировать выпускаемые информационные материалы заповедников и национальных парков на социальную значимость для целевой аудитории.

65. Активно использовать социальные сети для освещения текущей деятельности заповедников и национальных парков, привлекать к сотрудничеству известных блогеров, фотографов дикой природы, содействовать  использованию  блогосферы работниками ФГБУ.

66. Способствовать участию работников заповедников и национальных парков в различных профессиональных и творческих конкурсах.

67. В публикуемых материалах позиционировать заповедники и национальные парки как единую федеральную систему ООПТ.

68. Использовать опыт заповедника «Убсунурская котловина» по развитию международного детского познавательного туризма на трансграничных ООПТ.

69. Шире использовать возможности трансграничных ООПТ для изучения зарубежного опыта и налаживания партнёрских связей с зарубежными профильными организациями.

70. Развивать партнерские отношения с зарубежными коллегами в рамках функционирования «ООПТ-побратимов».

71. Практиковать приглашение зарубежных экспертов и специалистов-практиков для внешней оценки различных аспектов деятельности заповедников и национальных парков, получения консультативной и методической помощи.

72. Участвовать в мероприятиях, проводимых под эгидой соответствующих комиссий МСОП (Всемирной комиссии по охраняемым территориям, Комиссии по сохранению редких видов, Комиссии по экологическому образованию и др.).

73. Активно содействовать привлечению целевых средств и инвестиций в деле совершенствования инженерной инфраструктуры, благоустройства и решения социально-экономических проблем поселений в границах федеральных ООПТ.

74. Инициировать создание общественных объединений  (общественных советов, клубов друзей и др.) с целью привлечения местного населения к участию в управлении ООПТ.

75. Уделять должное внимание вопросам организации (в том числе в сотрудничестве с профильными учебными учреждениями) циклов обучающих семинаров, стажировок и мастер-классов для местного населения в целях вовлечения местных жителей в развитие устойчивого туризма.

76. Разработать и внедрить систему льгот для местного населения на платные услуги, оказываемые заповедниками и национальными парками.

77. Оказывать содействие в реализации программ поддержки эколого-ориентированного малого и среднего бизнеса на ООПТ и прилегающих территориях (реализация продукции народных промыслов и ремесел, развитие гостевого бизнеса, традиционное сельское хозяйство, экскурсионное и транспортное обслуживание туристов, получение целевых микрокредитов др.).

78. При осуществлении туристской деятельности шире использовать возможности сельского туризма как перспективного направления развития территорий, диверсификации источников доходов местного населения, сохранения культурного и природного наследия.

79. Поддерживать инициативы создания частных музеев в границах ООПТ с целью включения их в туристский продукт.

80. Практиковать совместное формирование и продвижение туристского продукта двух или нескольких близлежащих ООПТ.

81. Диверсифицировать турпродукт ООПТ, разрабатывая программы для разных целевых групп посетителей.

82. Уделять особое внимание событийному туризму, как эффективного методу продвижения своей территории.

83. Заключать договора со всеми туристскими организациями, оказывающими экскурсионные услуги на федеральной ООПТ.

84. Проводить обучение сотрудников турфирм, гидов и экскурсоводов, сопровождающих группы на ООПТ, обращая дополнительное внимание на разъяснение режима особой охраны.

85. Осуществлять контроль за качеством информации о федеральных ООПТ, предоставляемой посетителям сотрудниками сторонних туристских организаций.

86. Учитывать интересы как ООПТ, так и турфирм при формировании соответствующих финансовых отношений (в части введения бонусных программ, системы скидок и иных механизмов).

87. Использовать потенциал Ростуризма, региональных государственных органов  по туризму, туристско-информационных центров  и иных туристских организаций для продвижения турпродукта ООПТ;  максимально интегрировать турпродукт федеральных ООПТ в региональные программы развития туризма и социально-экономического развития регионов.

88. Организовывать информационные туры для турфирм и СМИ на территории ООПТ для продвижения своего турпродукта и представления полной и наглядной информации о туре.

89. Привлекать частный бизнес для развития инфраструктуры приема посетителей.

90. Развивать практику сотрудничества  заповедников и национальных парков в организации совместных программ в сфере туристско-краеведческой деятельности (в том числе обмен школьными группами).

91. Активнее использовать интернет-ресурс zapoved.ruдля информирования коллег о своем опыте в туристско-краеведческой деятельности.

92. Развивать практику включения мероприятий, связанных с проведением детских экологических лагерей, школьных научных экспедиций и других форм детского познавательного туризма на федеральных ООПТ, в региональные экологические и туристские программы.

93. Организовать с помощью Интернет-ресурсов заповедников и национальных парков  обратную связь с потребителями услуг в сфере познавательного туризма.

94. Привлекать к участию в развитии  познавательного туризма на федеральных ООПТ, наряду с сотрудниками  заповедников и национальных парков, специалистов сторонних организаций (ВУЗы, учреждения основного и дополнительного образования, туристские объединения  и др.)

95. Разрабатывать и реализовывать совместные программы с региональными государственными учреждениями и некоммерческими организациями, работающими в сфере туризма, в т.ч. детского, с использованием широкого спектра современных форм взаимодействия (фестивали, форумы, слеты и др.)

96. Использовать опыт национального парка «Водлозерский» по подготовке и проведению, совместно со специализированными учреждениями, ИНВА-смен для детей-инвалидов (детей с ограниченными физическими возможностями).

97. Шире использовать многолетний опыт работы с детьми Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобрнауки России, Академии детско-юношеского туризма и краеведения, их методические и другие материалы.

98. Принимать активное участие в работе Всероссийского фестиваля нации на региональных площадках с целью популяризации результатов деятельности заповедников и национальных парков.  

99. Развивать сотрудничество заповедников и национальных парков со студенческими дружинами по охране природы.

Просят Русское географическое общество рассмотреть вопрос  о создании телевизионного документального сериала, рассказывающего о заповедниках и национальных парках России.

Просят Эколого-просветительский центр «Заповедники»:

1. Провести анализ существующих методических материалов и Интернет-ресурсов в сфере экологического просвещения и  познавательного туризма, направив итоговую информацию в Минприроды России для последующего распространения по федеральной системе ООПТ.

2. Проработать вопрос о возможности дистанционного повышения квалификации сотрудников заповедников и национальных парков.

Просят Союз фотографов-натуралистов:

1. Оказать содействие в проведении в 2016 году масштабной фотовыставки, подготовке фотоальбомов и иной презентационной продукции, посвященной 100-летию заповедной системы России.

2. Подготовить типовую форму соглашения (договора) о взаимодействии фотографов-натуралистов с заповедниками и национальными парками в части предоставления соответствующим ФГБУ  результатов работ для использования в просветительских, научных и иных целях.

Просят ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» рассмотреть возможность проведения на базе национального парка семинара-совещания по работе с местным населением и органами местного самоуправления,  для представителей местного населения ряда заповедников и национальных парков, демонстрирующего взаимовыгодное сотрудничество ООПТ и местных жителей, возможности для социально-экономического роста и развития местных сообществ. 

 Просят ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье»  подготовить отчет об этапах создания инструментов для работы с данными космического мониторинга и применения этих инструментов в деятельности национального парка, представив указанную информацию в Минприроды России для последующего распространения по федеральной системе ООПТ.

Просят ФГБУ «Государственный заповедник «Саяно-Шушенский» и ФГБУ «Государственный заповедник «Хакасский» продолжить работы в рамках проекта по адаптации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) к условиям работы с учётом специфики различных ООПТ (физико-географические условия, квалификация персонала и др.), по результатам подготовить и представить в Минприроды России рекомендации по вопросам  использования БПЛА в федеральной системе ООПТ.

Считают необходимым:

1. Использовать в целях познавательного туризма в заповеднике участки территории, в сумме составляющие не более 5% от его общей площади, а также (в рамках действующего законодательства) развивать познавательный туризм в границах федеральных заказников,  биосферных полигонов и охранных зон заповедников.

2. Отметить высокую эффективность проведения совместных обучающих, эколого-просветительских и иных мероприятий в рамках региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

3. Проводить общероссийские природоохранные акции (Дни животных – «живых символов России», акции «Я работаю в заповеднике», «Покормите птиц зимой», «Марш парков» и др.).

4. Отметить целесообразность участия руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в мероприятиях, проводимых Общественной палатой Российской Федерации и региональными общественными палатами.

5. Обратить внимание руководства страны на необходимость сокращения  количества ежегодных проверок ФГБУ, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками,  со стороны  различных федеральных и региональных государственных органов.

6. Отметить эффективность работы Клубов друзей ООПТ (Алтайский, Катунский, Волжско-Камский заповедники, национальные парки «Кенозерский», «Самарская Лука» и др.) и необходимость распространения  данного опыта в федеральной системе ООПТ.

7. Создавать (в т.ч. с участием известных лиц) попечительские советы и фонды поддержки ООПТ,  в целях формирования позитивного имиджа заповедников и национальных парков, привлечения дополнительных финансовых средств и содействия решению иных задач, возложенных на федеральные ООПТ.

8. Проработать вопрос о создании корпоративного Интернет-портала, работающего по типу социальных сетей.

9. Активнее использовать в работе заповедников и национальных парков Интернет-ресурсы, уделять внимание продвижению тематики ООПТ в социальных сетях и на видеоплатформах (YouТube, Vimeoи др.).

10. Отметить значимость в деле формирования позитивного имиджа заповедников, национальных парков и федеральной системы ООПТ в целом  использование на ООПТ инновационных технологий, современной техники (включая малую  авиацию и БПЛА), возобновляемых источников энергии, организацию раздельного сбора мусора, использование вторичного сырья при изготовлении полиграфической и сувенирной продукции, энергосберегающих  технологий, экологичного транспорта и т.д.

11. Выпустить к 100-летию заповедной системы России серию социальных видеороликов «Заповедная Россия».

12. Обобщить накопленный опыт реализации международных проектов на российских ООПТ и сделать его доступным на соответствующих Интернет-ресурсах.

13. Отметить целесообразность дополнительного финансирования международного сотрудничества в сфере ООПТ в части выполнения российскими заповедниками и национальными парками обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений.

14. Одобрить опыт Кроноцкого и Байкальского заповедников по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов  к разработке проектов обустройства объектов инфраструктуры познавательного туризма (экологических троп и «визит-центров»).

15. Развивать практику создания и обустройства объектов туристской инфраструктуры на ООПТ на основе зарубежного опыта, включая использование современных технологий.

16. Обеспечить масштабное участие России в работе VIВсемирного конгресса по ООПТ (ноябрь 2014 г., г.Сидней, Австралия).

17. В рамках двустороннего российско-американского сотрудничества в области охраны окружающей среды предложить Службе рыб и диких животных США организовать в США фотовыставку «Россия заповедная», предоставив для этой цели американской стороне фотоматериалы соответствующего уровня; рассмотреть также возможность проведения такой выставки и в других странах.

18.  Отметить многолетний позитивный опыт реализации природоохранных проектов, связанных с  поддержкой деятельности заповедников и национальных парков, со стороны компании «РУСАЛ»,  шире пропагандировать значимость таких проектов для имиджа крупных промышленных компаний.

Участники совещания выражают искреннюю благодарность:

Правительству Республики Хакасия за проводимую в Республике масштабную работу в сфере поддержки заповедного дела и охраны животного мира;

работникам ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Хакасский», персоналу спорт-отеля «Гладенькая» за успешную работу по подготовке и проведению совещания, радушие и гостеприимство.

К списку новостей